При оценке обозначения и сравнивании его с обозначением третьего лица всегда ставится вопрос об однородности товаров и услуг.
При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю (
п. 45 Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482 (ред. от 01.03.2023).
Критерии, по которым можно оценить однородность: -
род и вид товаров (молочные продукты и молоко – соотносятся как род и вид, однозначно являются однородными);
-
потребительские свойства и функциональное назначение товаров (например, машинка на радиоуправлении и машинка без радиоуправления – оба товара представляют собой детские игрушки, имеют одинаковое функциональное назначение);
-
вид материала, из которого они изготовлены (сливки и сыр – молочные продукты, которые являются однородными товарами);
-
взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров (сноуборд и ботинки для сноуборда);
-
условия и каналы их реализации (разработка программного обеспечения и техническая поддержка программного обеспечения – общий канал реализации, можно сделать вывод об однородности);
-
круг потребителей (потребителем некоторых товаров может быть узкая группа профессионалов. Например, потребителем ламп, используемых для стоматологических целей, является узкая группа потребителей – медицинских работников, тогда как просто лампочки, используемые не для медицинских целей – это товары широкого потребления. В данной ситуации можно сделать вывод о неоднородности).
При оценке однородности также можно провести мысленный эксперимент.
Особенно легко это можно сделать применительно к товарам. Представьте, что вы идете по магазину. Внутри магазина есть разные отделы – например, с овощами, кондитерскими изделиями, бытовой химией и так далее. Каждый отдел магазина, по сути, объединяет однородные товары.
Степень сходства обозначения влияет на оценку однородности товаров и услуг: чем выше сходство, тем шире круг однородных товаров или услуг.
Далее пару слов о
Ниццкой классификации (или о Международной классификации товаров и услуг – МКТУ). На сегодняшний момент МКТУ содержит 45 классов, 34 из которых объединяют товары, а 11 – услуги).
Тот факт, что соответствующие товары или услуги включены в один и тот же класс Ниццкой классификации, сам по себе не является признаком однородности. Например, такие товары как «
самолеты» и «
велосипеды» относятся к одному классу (12), однако не являются однородными.
Кроме того, товары и услуги, отнесенные к разным классам, не обязательно считаются неоднородными. Например, «
пиво» в 32 классе однородно «
алкогольным напиткам» в 33 классе.
Ниццкая классификация может пересматриваться (в частности, иногда некоторые товары/услуги могут переходить из одного класса в другой). Самый известный пример – 8-я редакция МКТУ переместила услуги оптовой и розничной продажи из 42 класса в 35, а юридические услуги – в 45. Это означает, что при оценке похожих обозначений, например, для услуг оптовой и розничной продажи, в поисковый запрос нужно добавлять как 35 класс, так и 42 класс.
Ниццкая классификация не устанавливает единственно возможный вариант написания термина. Если по какой-либо причине вы не можете найти нужный товар в классификаторе, вы можете отнести его к тому классу, который, на ваш взгляд, является самым близким по смыслу.
Кроме того, при подаче заявки допускается конкретизировать те позиции, которые есть в классификации. Например, в 35 классе можно указать не только «оптовая и розничная продажа товаров», но и конкретизировать «оптовая и розничная продажа, а именно товаров для животных».
В целом, российское ведомство не ограничивает заявителя при указании им перечня товаров (в отличие, например, от ведомства США – при подаче заявки в США нужно указать только те позиции, для которых вы используете или намерены использовать обозначение). Однако в целом может быть дана такая рекомендация – не заявляйте явно ненужные вам товары и услуги, если вы, конечно, не хотите стать патентным троллем.
Удобный поиск товаров по классам МКТУ реализован на
сайте ВОИС. Там можно собрать нужные вам товары в корзину, выгрузить перечень товаров, а также сделать перевод на многие языки (сервис подходит, в т.ч., для договорной работы, например, если вам нужно составить двуязычный договор, а для этого нужно сделать перевод перечня товаров и услуг).
Если возникают сложности с подбором классов МКТУ, можно оценить перечень товаров и услуг, для которых зарегистрированы товарные знаки конкурентов, и выделить там те позиции, которые подходят вам.