Важные концепции: однородность товаров
Урок 9
Поиск по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) доступен по ссылке
При оценке обозначения и сравнивании его с обозначением третьего лица всегда ставится вопрос об однородности товаров и услуг.
При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю (п. 45 Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482 (ред. от 01.03.2023).

Критерии, по которым можно оценить однородность:

- род и вид товаров (молочные продукты и молоко – соотносятся как род и вид, однозначно являются однородными);

- потребительские свойства и функциональное назначение товаров (например, машинка на радиоуправлении и машинка без радиоуправления – оба товара представляют собой детские игрушки, имеют одинаковое функциональное назначение);

- вид материала, из которого они изготовлены (сливки и сыр – молочные продукты, которые являются однородными товарами);

- взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров (сноуборд и ботинки для сноуборда);

- условия и каналы их реализации (разработка программного обеспечения и техническая поддержка программного обеспечения – общий канал реализации, можно сделать вывод об однородности);

- круг потребителей (потребителем некоторых товаров может быть узкая группа профессионалов. Например, потребителем ламп, используемых для стоматологических целей, является узкая группа потребителей – медицинских работников, тогда как просто лампочки, используемые не для медицинских целей – это товары широкого потребления. В данной ситуации можно сделать вывод о неоднородности).

При оценке однородности также можно провести мысленный эксперимент.

Особенно легко это можно сделать применительно к товарам. Представьте, что вы идете по магазину. Внутри магазина есть разные отделы – например, с овощами, кондитерскими изделиями, бытовой химией и так далее. Каждый отдел магазина, по сути, объединяет однородные товары.

Степень сходства обозначения влияет на оценку однородности товаров и услуг: чем выше сходство, тем шире круг однородных товаров или услуг.

Далее пару слов о Ниццкой классификации (или о Международной классификации товаров и услуг – МКТУ). На сегодняшний момент МКТУ содержит 45 классов, 34 из которых объединяют товары, а 11 – услуги).
Тот факт, что соответствующие товары или услуги включены в один и тот же класс Ниццкой классификации, сам по себе не является признаком однородности. Например, такие товары как «самолеты» и «велосипеды» относятся к одному классу (12), однако не являются однородными.
Кроме того, товары и услуги, отнесенные к разным классам, не обязательно считаются неоднородными. Например, «пиво» в 32 классе однородно «алкогольным напиткам» в 33 классе.

Ниццкая классификация может пересматриваться (в частности, иногда некоторые товары/услуги могут переходить из одного класса в другой). Самый известный пример – 8-я редакция МКТУ переместила услуги оптовой и розничной продажи из 42 класса в 35, а юридические услуги – в 45. Это означает, что при оценке похожих обозначений, например, для услуг оптовой и розничной продажи, в поисковый запрос нужно добавлять как 35 класс, так и 42 класс.

Ниццкая классификация не устанавливает единственно возможный вариант написания термина. Если по какой-либо причине вы не можете найти нужный товар в классификаторе, вы можете отнести его к тому классу, который, на ваш взгляд, является самым близким по смыслу.

Кроме того, при подаче заявки допускается конкретизировать те позиции, которые есть в классификации. Например, в 35 классе можно указать не только «оптовая и розничная продажа товаров», но и конкретизировать «оптовая и розничная продажа, а именно товаров для животных».

В целом, российское ведомство не ограничивает заявителя при указании им перечня товаров (в отличие, например, от ведомства США – при подаче заявки в США нужно указать только те позиции, для которых вы используете или намерены использовать обозначение). Однако в целом может быть дана такая рекомендация – не заявляйте явно ненужные вам товары и услуги, если вы, конечно, не хотите стать патентным троллем.

Удобный поиск товаров по классам МКТУ реализован на сайте ВОИС. Там можно собрать нужные вам товары в корзину, выгрузить перечень товаров, а также сделать перевод на многие языки (сервис подходит, в т.ч., для договорной работы, например, если вам нужно составить двуязычный договор, а для этого нужно сделать перевод перечня товаров и услуг).

Если возникают сложности с подбором классов МКТУ, можно оценить перечень товаров и услуг, для которых зарегистрированы товарные знаки конкурентов, и выделить там те позиции, которые подходят вам.

Задания для самоконтроля
Задание 1. Седьмая редакция МКТУ существенно отличалась от восьмой отсутствием дополнительных трех классов услуг 43, 44, 45. Перейдите в седьмую редакцию МКТУ и проанализируете 42 класс: к каким классам относятся услуги 42 класса из 7-й редакции в актуальной редакции МКТУ?

Задание 2. Распределите товары и услуги по классам, переформулируйте их, если необходимо: пекарня, хлебобулочные изделия, напитки, доставка еды, кейтеринг, кулинарные мастер-классы, украшения для тортов, мерч, сувениры. Для классификации можно использовать Интернет-ресурс ВОИС.

Задание 3. Оцените однородность товаров:
Чай – кофе
Самолет – детские игрушки
Пиво – алкогольные напитки, за исключением пива
Мыла – мыла антибактериальные
Вещание телевизионное – издания печатные
Юридические услуги – бухгалтерские услуги
Одежда – одежда для защиты от огня

Если вам нужна проверка заданий для самоконтроля, то вы можете написать на почту olga@newskylaw.ru.
Другие уроки