Что такое товарный знак?
Урок 1
Под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Давайте разберем это определение по частям, так как именно это определение проводит различие между товарным знаком и другими результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации:

- «обозначение» - то есть это некий знак, метка и т. п., с помощью которых что-либо обозначено. Техническое решение, программный продукт, база данных и т.д. не могут быть товарным знаком, поскольку, по существу, знаком не являются. Отдельно мы с вами рассмотрим случаи, когда один и тот же объект может быть одновременно и товарным знаком, и другим объектом интеллектуальной собственности.

- «служащее для индивидуализации товаров» - товарный знак не может существовать просто так, он всегда действует в отношении конкретных товаров и услуг, указанных в Государственном реестре. Данная часть определения также указывает на основную функцию товарного знака – индивидуализирующую, то есть товарный знак должен быть способным индивидуализировать товары одного производителя от товаров другого производителя.

- «исключительное право» - данный термин употребляется в единственном числе и подсказывает нам, что действующее законодательство не предусматривает возможности признания на один и тот же товарный знак нескольких исключительных прав. Исходя из вышесказанного нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака обозначение, имеющее незначительные отличия от уже зарегистрированного на имя того же лица товарного знака, так как не могут одновременно сосуществовать несколько исключительных прав, одинаковых по содержанию, на одно и то же обозначение. Иными словами, не допускается двойная регистрация одного и того же товарного знака на имя одного и того же лица в отношении тождественного перечня товаров или услуг. Если обозначение немного отличается (например, добавлен графический элемент) или заявляется другой перечень товаров (пусть и однородный), то регистрация возможна.

- «удостоверяемое свидетельством на товарный знак» - данное условие означает, что обозначение, которое заявлено на государственную регистрацию и проходит экспертизу в Роспатенте, до даты его регистрации в Государственном реестре товарных знаков товарным знаком не является. Применительно к еще не зарегистрированному обозначению корректнее использовать слова «обозначение» или «заявленное обозначение», а не товарный знак, так как товарным знаком оно станет только после государственной регистрации.

Понятия «товарный знак» и «знак обслуживания» синонимичны. Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации не товаров, а выполняемых работ или оказываемых услуг. В качестве общего понятия, как правило, используется просто термин «товарный знак».

Понятия «логотип», «бренд» и т.п. вовсе не закреплены в законодательстве, соответственно, их употребление в контексте рассматриваемого правового регулирования некорректно.

п. 1 ст. 1477 ГК РФ
Другие уроки