Фирменное наименование и коммерческое обозначение могут быть эффективным инструментом в случае оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку (
п. 2 ст. 1512 ГК РФ).
В
п. 8 ст. 1483 ГК РФ указано, что в отношении однородных товаров не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения), права на которые возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Предположим, что некое ООО «Ромашка» долгое время оказывало услуги перевозки под своим фирменным наименованием. Спустя какое-время они узнают, что третье лицо зарегистрировало товарный знак «Ромашка» для услуг перевозки. ООО «Ромашка» может оспорить предоставление правовой охраны товарному знаку «Ромашка» через суд, если право на фирменное наименование возникло раньше, чем дата приоритета товарного знака.
Если товарный знак «Ромашка» еще не зарегистрирован, то до вынесения решения о регистрации в материалы заявки можно направить
обращение, в котором необходимо привести доводы о несоответствии обозначения положениям п. 8 ст. 1483 ГК РФ. Такое обращение принимается во внимание на этапе экспертизы по существу и в результате рассмотрения заявки может быть вынесено решение об отказе в регистрации в связи с тем, что заявленное обозначение сходно с более ранним фирменным наименованием или коммерческим обозначением.
Обстоятельства, на которые необходимо обратить внимание при направлении обращения, можно найти в Информационном сообщении
«О проверке соответствия обозначений, заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков, требованиям пункта 8 (в части фирменных наименований и коммерческих обозначений) статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации».