С приветом из 2022-го: Zara, Uniqlo и Coca-Cola у порога
С приветом из 2022-го: Zara, Uniqlo и Coca-Cola у порога
В 2022 году крупнейшие международные компании поспешили покинуть Россию. Однако теперь ситуация меняется: иностранные бренды начинают возвращаться, и это создает новые вызовы и возможности для рынка.
Что происходит?
Всё больше иностранных компаний ведут переговоры о возвращении в Россию, например, Zara, Uniqlo, Coca-Cola и др.
Аналитики прогнозируют, что к концу 2025 года на российский рынок могут вернуться приблизительно 350 иностранных брендов.
Как это связано с продажей активов?
Ряд компаний при уходе сохранили опцию обратного выкупа, например у McDonald’s есть право вернуть бизнес в течение 15 лет с момента ухода.
Другие, включая Starbucks, оказались в менее выгодном положении и вынуждены выкупать активы обратно.
На сегодняшний день продолжает действовать Постановление Правительства Р Ф № 506, которое легализует параллельный импорт.
Международные бренды столкнутся с неожиданной конкуренцией — их товары уже присутствуют на рынке, хотя зачастую по более высоким ценам из-за сложных логистических цепочек.
Неизвестно, как будет решаться вопрос с гарантийным обслуживанием продукции, ввезенной таким путем, поскольку компании не могли контролировать качество товаров, поставляемых по неофициальным каналам.
Обеспечьте правовую защиту вашего бизнеса и интеллектуальной собственности Запишитесь на консультацию и узнайте, как защитить ваши ключевые активы.
С момента ухода иностранных компаний Роспатент фиксирует поток заявок на регистрацию обозначений, схожих с известными брендами.
Однако пока товарный знак ушедшей из России компании охраняется в России, зарегистрировать тождественное или сходное до степени смешения обозначение невозможно.
Есть несколько наиболее вероятных сценариев, при которых защита товарного знака иностранного правообладателя может быть утрачена:
Если в течение 3 лет правообладатель не использует товарный знак, заинтересованные лица могут обратиться в суд с требованием о досрочном прекращении его охраны.
По истечении срока действия исключительного права на товарный знак (10 лет) при отсутствии заявления правообладателя о его продлении.
IT-санкции: удаление контента и блокировка аккаунтов
Для многих компаний, ушедших в 2022 году, трехлетний срок неиспользования товарного знака истечет уже в 2025 году.
В последние годы российские суды вынесли множество решений по присуждению колоссальных компенсаций российским пользователям, чей контент был удален иностранными платформами.
Западные IT-гиганты заблокировали множество российских аккаунтов, часто делая это без предупреждения.
Иногда масштабы компенсации поражают, например, штраф Google размером в два ундециллиона рублей (число с 36 нулями).
В случае возвращения IT-компаний потребуется компромиссный механизм, который позволит им вернуться без моментального банкротства, но обеспечит справедливую компенсацию пострадавшим российским пользователям.