Почему советские бренды оказались в частных руках?Недавно к нам обратился клиент, который использует название известного футбольного клуба. Он давно использует это название, но знает, что оно зарегистрировано как товарный знак на другое лицо и что его использование является нарушением. При этом клиент считает, что ситуация несправедлива, ведь в советское время такие названия использовались множеством региональных клубов.
Роспатент при регистрации товарных знаков
Спартак,
Динамо,
Локомотив и т. д. отдавал приоритет тому клубу, который возник ранее.
Так, например, товарный знак Спартак был зарегистрирован на московский Спартак, который был основан в 1922 году, Динамо — на московский футбольный клуб, который был основан в 1923 году, Локомотив — на РФСО «Локомотив» (клуб основан в 1922 году).
Не будем дальше углубляться в историю, как советские товарные знаки стали частными, а порассуждаем «от противного»: какая могла быть альтернатива?
1. Признать все бренды описательнымиОдин из вариантов — признание всех советских обозначений не обладающими различительной способностью. Пример — название пива «Жигулевское», которое сейчас могут использовать любые производители, а покупатели имеют возможность запомнить разные этикетки и поспорить, какое жигулевское лучше — самарское, томское или вовсе какое-то другое.
2. Национализация товарных знаковВторой вариант — национализация советских товарных знаков, чтобы вернуть их под контроль государства.
3. Коллективный товарный знакКоллективный товарный знак — это механизм, при котором товарный знак регистрируется на имя объединения, и все члены объединения могут им пользоваться. Примером такого знака являются сигареты «Прима». Коллективный товарный знак, впрочем, является не слишком популярным инструментом, так как мало кто из производителей готов зарегистрировать коллективный товарный знак, предпочитая иметь полный контроль над брендом.
Например, тот же знак «Прима» в 2020 году был преобразован в
обычный (то есть с одним правообладателем).
На наш взгляд, идея «коллективности» (к которым относятся все три альтернативы) для товарных знаков является чуждой. Товарный знак всегда был инструментом, с помощью которого компания противопоставляет себя и свой продукт третьим лицам. Компании охотнее берутся за развитие бренда, когда он им полностью принадлежит.
Сложно измерить экономический эффект от приватизации таких знаков или оценить всю справедливость ситуации. Особенно не хочется неосознанно критиковать изменения, которые, на самом деле, часто происходят органично в рамках определенной исторической ситуации.