Компании, особенно гиганты вроде Zara или Shein, работают по четкой схеме: они отслеживают тренды, сканируют Instagram и показы в Париже, после чего оперативно выпускают "вдохновленные" версии одежды. И делают это так быстро, что оригинальный дизайнер не успевает даже понять, что его идея уже тиражируется.
Причем это не серые схемы. Это устоявшийся механизм. В суде сложно доказать оригинальность фасона или комбинации элементов. Ведь никто не запрещает вдохновляться «винтажом», народными мотивами или уличным стилем. Законом разрешено все, что не копирует точную форму и графику. Даже если очевидно — перед нами плагиат, юридически он может оказаться «совпадением вкусов».
Особенно страдают молодые дизайнеры, которые не имеют ресурсов на регистрацию интеллектуальных прав и тем более — на их
защиту. И если крупные модные дома еще могут вступить в борьбу, то независимые авторы чаще просто сдаются.