Важные концепции: сходство до степени смешения
Урок 10
Данная тема – одна из самых сложных для восприятия, поскольку требует тренировки определенного уровня насмотренности. Однако я попробую описать общий алгоритм, которым можно руководствоваться в самом начале.
В первую очередь обратимся в нормативной базе.

Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство бывает звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) – см. п. п. 42 - 44 Правил, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 №482.

Отдельно также существует понятие «тождество знаков», с ним все просто – знаки должны полностью совпадать, в таком случае они являются тождественными.

Обозначения сравниваются как с уже зарегистрированными товарными знаками, так с ранее поданными заявками (даже если кто-то успел на один день раньше вас, то по общему правилу у него приоритет), как с российскими, так и с международными заявками.

При определении сходства каждый аспект (визуальный, фонетический и смысловой), как правило, рассматривается отдельно. Чем больше общих черт между знаками, тем выше степень сходства.

Это означает, что словесная часть проверяемого обозначения сравнивается со словесной частью другого обозначения вне зависимости от графических элементов. Графические элементы сравниваются также отдельно между собой.

Соответственно, если мы находим чужой товарный знак с похожим словесным элементом, пусть и в ином графическом исполнении, то мы должны сделать вывод о наличии сходства. Аналогично и с графическим элементом – даже если словесная часть не совпадает, но графика одинаковая, то необходимо сделать вывод о сходстве обозначений.

При оценке сходства также учитываются такие факторы как различительная способность. Товарные знаки могут включать слабые элементы, которые не добавляют обозначению дополнительной различительной способности – эти элементы учитываются при проверке в последнюю очередь.

Давайте посмотрим алгоритм оценки сходства для разных обозначений:

Пример 1. Предположим, на проверке у нас слово без какого-либо значения – «АПРОЛЕКС»

Ищем любые похожие слова – «апролех», «aprolex», «апромекс», «опролекс» и прочее. Вспоминаем со школы парные согласные – они заставляют слова звучать похоже. Также представляем себя едущим в такси и слушающим на фоне радио – четко ли мы расслышим, если нам скажут сначала «апромекс», а потом «апролекс»? Заметим ли мы вообще разницу? Если не заметим, то знаки сходны до степени смешения.

Пример 2. На проверке знак «Мама и сыночек»

Здесь слова звучат вполне однозначно, со словом «сырочек» уже не перепутаем, на первый план выходит семантика. «Мама и сын», «Мамы и сыновья», «Mummy and Son» - это эквиваленты, поэтому знаки сходные.

Пример 3. «Мама и сыночек. С заботой к любимым»

Каждая часть обозначения здесь рассматривается как самостоятельная, поэтому поиск нужно провести по «мама и сыночек» и по слогану отдельно. При оценке слогана акцент должен быть сделан, как и в примере выше, на семантику.

Пример 4. Теперь проверяем «stone tech XXI»

Здесь мы должны заметить слабые элементы обозначения – «tech», «XXI». Данные элементы используются многими, как правило, они не добавляют обозначению самостоятельного смысла. Поэтому оценить мы должны только слово «stone», а остальные части – по остаточному принципу.

Здесь может быть лайфхак – можно написать слова слитно «stonetech» - тогда мы получаем самостоятельное выдуманное слово, которое можно проверять уже целиком. Лайфхак может не работать со словами с самостоятельным значением: «мамаисыночек» объединять нет смысла, так как слова явно читаются по-отдельности.

Как проверять картинки?

Картинки, как правило, нужно искать точь-в-точь. Например, вы нарисовали на логотипе медведя. С очень высокой вероятностью кто-то до вас уже зарегистрировал медведя в качестве товарного знака, однако это не значит, что образ медведя теперь не может никто использовать.

Для поиска по картинкам используется Венская классификация. Все, что может быть нарисовано человеком, закодировано. Для поиска по изображениям необходимо подобрать соответствующий код и посмотреть все товарные знаки, которые отнесены к этой рубрике.

Однородность товаров и сходство обозначений – это взаимозависимые признаки.

Важно учитывать, для каких товаров регистрируется обозначение, чтобы сделать вывод о его сходстве с другим обозначением. Если товар относится к категории товаров широкого потребления, то потребитель обычно обращает на него меньше внимания. Следовательно, оценка сходства должна быть более строгой.

С другой стороны, если товар предназначен для специальных целей, то его обычно покупают профессионалы, и риск путаницы или смешения товаров у потребителей снижается.

Какие факторы еще нужно учитывать?

Есть категории товаров, которым уделяется особое внимание: лекарственные препараты, товары для детей и алкогольная продукция. Степень сходства для данных товаров может быть ниже – достаточно совпадения 3-4 букв, чтобы признать обозначения сходными.

Сходные названия лекарственных средств дополнительно ищутся на сайте Минздрава. Если сходное обозначение будет обнаружено, то в регистрации могут отказать по п. 3 ст. 1483 ГК РФ.

Как искать сходные знаки? Ресурсы для поиска

Единого бесплатного реестра для поиска товарных знаков пока не существует.

Можно воспользоваться частично бесплатными сервисами Роспатента, коммерческими https://linkmark.pro или https://poiskznakov.ru (приведены в качестве примера).

Международные заявки можно искать на сайте ВОИС. Международные заявки недоступны для поиска на сайте Роспатента, поэтому поиск по сайту ВОИС является обязательным.


Задание для самоконтроля
Проведите оценку обозначений на предмет их сходства с ранее зарегистрированными знаками и ранее поданными на регистрацию обозначениями (заявками):

LOTUS PREMIUM для 12 класса
ЛИТРОИЛ для 2 класса
ЛЕВИМАКС для 5 класса
КОРОВКА для 30 класса
СЛИВОЧНАЯ КОРОВКА 30 класса
Если вам нужна проверка заданий для самоконтроля, то вы можете написать на почту olga@newskylaw.ru.
Другие уроки