Новости /

Рекомендации Минэкономразвития РФ по управлению правами на РИД

Государство много говорит о поддержке инновационного и технологического развития предприятий. Радостно отметить, что не только говорит, но и делает очень правильные вещи. Одним из положительных примеров стал документ, который недавно вышел из недр Минэкономразвития России, подготовленный совместно с Роспатентом, Минобрнауки, Минпромторгом России, Минтрансом, а также отдельными госкорпорациями, — Рекомендации по управлению правами на РИД (полный текст мы приводим ниже).

Фактически этим документом государство призывает инновационные организации внедрять у себя систему менеджмента интеллектуальной собственности. Значимость этой системы на практике клиенты Newsky IP Law осознали уже давно. Два последних года мы успешно внедряем менеджмент интеллектуальной собственности для своих клиентов.

Самая ценная и ключевая часть документа — это раздел 3, в котором обозначены основные функции управления интеллектуальными активами:
выявление РИД,
правовая охрана,
коммерциализация,
защита прав,
а также конкретные мероприятия для их реализации.

Конечно, документ не содержит конкретных положений о том, что и как нужно делать, а задает только направления. Однако само внимание со стороны госорганов к проблеме уже дорогого стоит. Надеемся, что этот документ будет положительно воспринят рынком и послужит дополнительным стимулом для внедрения системы менеджмента интеллектуальной собственности организациями.
__________________________________________________________________________

Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях

I. Общие положения

Настоящие рекомендации предназначены для организаций, реализующих программы инновационного развития (далее соответственно — Рекомендации, Организации), а также могут применяться иными организациями различных организационно‑правовых форм и форм собственности.
Рекомендации разработаны в целях содействия повышению конкурентоспособности и созданию условий для устойчивого развития Организаций, реализации их целей и задач в области инновационного и технологического развития, в том числе достижения целевых показателей программ инновационного развития, путем совершенствования механизмов создания и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее — права на РИД).
Для целей настоящих Рекомендаций под управлением правами на РИД в Организации понимается, в том числе деятельность по выявлению потенциально охраноспособных РИД, обеспечению правовой охраны РИД, постановке исключительных прав на РИД на бухгалтерский учет, инвентаризации и коммерциализации РИД, мониторингу и защите исключительных прав на РИД, а также контролю ненарушения Организацией прав третьих лиц, содействию деятельности по созданию РИД.
Управление правами на РИД следует рассматривать как часть деятельности Организации, в том числе в области инновационного и технологического развития, в целях осуществления бизнес‑стратегии на внутреннем и мировом рынках, в том числе как часть программ инновационного развития, которая осуществляется в целях повышения их эффективности и достижения целевых показателей.
Для обеспечения внедрения настоящих Рекомендаций целесообразно решением совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления Организации утвердить Основные положения по управлению правами на РИД в Организации (далее — Основные положения) и план мероприятий по их реализации (далее — План) с учетом настоящих Рекомендаций, а также утвержденной программы инновационного развития.
Организациям (холдинговым компаниям) также рекомендуется обеспечить разработку аналогичных документов дочерними и зависимыми организациями с учетом Основных положений и Плана, одобренных головной Организацией, в случае если указанные Основные положения и План на них не распространяются.
В целях координации при реализации Основных положений и Плана Организациям, имеющим дочерние и зависимые общества, рекомендуется сформировать совет (ы) из представителей дочерних и зависимых организаций, работников Организации и независимых экспертов (по возможности), который будет на регулярной основе проводить свои заседания.
Система управления правами на РИД Организации должна обеспечить выполнение, в том числе следующих задач (функций):
— содействие созданию, выявлению потенциально охраноспособных РИД, в том числе путем нормативно‑методического, информационно‑аналитического обеспечения указанной деятельности, в том числе при осуществлении функций заказчика научно‑исследовательских, опытно‑конструкторских и технологических работ (далее — НИОКР) Организации;
— обеспечение правовой охраны РИД, в том числе выявление потенциально охраноспособных РИД, осуществление соответствующих процедур по обеспечению правовой охраны, поддержанию охранных документов в силе, а также организация учета прав на РИД;
— коммерциализация прав на РИД, в том числе определение перспективных направлений и рынков;
— предотвращение нарушения прав на РИД Организации, а также Организацией прав на РИД третьих лиц.
Для эффективной реализации задач (функций) по управлению правами на РИД в Основных положениях и Плане целесообразно, в том числе предусмотреть положения, касающиеся:
определения оптимальной организационной структуры управления правами на РИД (внутренние подразделения; аутсорсинг);
способов стимулирования персонала;
обеспечения финансирования системы управления правами на РИД;
мониторинга эффективности системы управления правами на РИД.
Указанные положения рекомендуется формировать с учетом результатов анализа конъюнктуры рынка и особенностей функционирования Организации.
В целях обеспечения эффективного внедрения утвержденных Основных положений в Плане целесообразно установить сроки разработки и утверждения локальных нормативных актов (в том числе положений о подразделениях Организации, регламентов их взаимодействия, типовых соглашений с авторами РИД, положений об обеспечении правовой охраны РИД и защите исключительных прав, регламентов осуществления основных функций в сфере управления правами на РИД), устанавливающие необходимый и достаточный уровень регламентации деятельности в области управления правами на РИД.
В Основных положениях должно быть определено должностное лицо Организации, которое несет ответственность за эффективное функционирование системы управления правами на РИД, реализацию Основных положений и Плана. В случае наличия в Организации локальных нормативных актов, регулирующих вопросы управления правами на РИД, рекомендуется провести анализ соответствия указанных нормативных актов настоящим Рекомендациям и при необходимости внести в них соответствующие изменения.

II. Анализ конъюнктуры рынка и особенности функционирования Организации

Основные направления анализа конъюнктуры рынка и особенностей функционирования Организации:
а) исследование рынка поставщиков и потребителей продукции, работ, услуг Организации, деятельности компаний‑конкурентов с целью определения существующего спроса и предложения на продукцию, работы, услуги, перспективных направлений проведения НИОКР с учетом особенностей деятельности Организации, с целью определения перспектив коммерциализации РИД Организации;
б) анализ существующих в Организации процессов управления правами на РИД, в том числе линейных, функциональных связей, процессов принятия решений по созданию, обеспечению правовой охраны РИД, коммерциализации и защите исключительных прав, анализ состояния изобретательской и патентно‑лицензионной деятельности, проведение инвентаризации прав на РИД Организации, анализ трудовых ресурсов, осуществляющих деятельность по управлению правами на РИД, включая функционал и квалификацию соответствующих работников;
в) анализ существующей системы регламентирования отношений между авторами РИД и Организацией, исполнителями НИОКР и Организацией, в том числе по вопросам распределения и закрепления прав на РИД, мотивации и вознаграждения авторов, обеспечения режима коммерческой тайны в отношении РИД, созданной в рамках выполнения служебных обязанностей, повышения квалификации работников, участвующих в процессе создания и коммерциализации РИД;
г) анализ финансирования деятельности по управлению правами на РИД, в том числе определение источников, объема и направлений финансирования указанной деятельности, анализ системы планирования доходов и расходов, определение направлений оптимизации расходов;
д) анализ локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность по управлению правами на РИД в Организации, в том числе о порядке стимулирования авторов РИД, об организации изобретательской деятельности, об организации коммерциализации РИД, об обеспечении коммерческой тайны, о взаимодействии со сторонними организациями по вопросам создания РИД и управления правами на РИД.
В целях обоснования выбора направлений реализации утверждаемых Организацией Основных положений представляется необходимым включить в Основные положения результаты проведенного анализа, а также использовать их при разработке Плана.

III. Реализация задач (функций) в сфере управления правами на РИД

При реализации задач (функций) в сфере управления правами на РИД целесообразно проводить следующие мероприятия:
а) в рамках деятельности по содействию созданию, выявлению РИД:
— определить направления интеграции системы управления правами на РИД и имеющихся в Организации подходов к созданию, выявлению РИД с учетом возможности выбора Организацией различных способов их получения (собственные разработки, выполнение НИОКР по государственным или муниципальным контрактам или в соответствии с государственным или муниципальным заданием, размещение заказов в других организациях или приобретение исключительных прав или прав на использование РИД);
— провести анализ целесообразности и возможности финансирования собственных исследований, при выполнении которых возможно создание РИД, и наличия необходимого кадрового потенциала в Организации, а также перспектив выполнения НИОКР;
— осуществлять регулярное проведение патентно‑информационных исследований, в том числе построение патентных ландшафтов в сфере деятельности Организации, в том числе мониторинг объемов и динамики охраняемых РИД (прежде всего патентных заявок и патентов) компаний‑конкурентов, как в Российской Федерации, так и в странах, являющихся важнейшими производителями аналогичной продукции или текущими и перспективными рынками Организации;
— определить направления использования РИД, возможности проведения дополнительных исследований в целях создания решений, необходимых для внедрения уже имеющихся РИД;
— осуществлять мониторинг внешней среды с целью выявления перспективных для Организации РИД и получения прав на РИД, использование которых в деятельности Организации целесообразно, в том числе в отношении РИД, созданных в рамках государственных заказов, по которым государственными заказчиками принято решение об отчуждении исключительных прав и (или) предоставлении безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на РИД;
— взаимодействовать с третьими лицами по вопросам приобретения/ отчуждения прав на РИД, заключения соглашений по использованию РИД, в том числе лицензионных.
б) в рамках обеспечения правовой охраны РИД:
— проанализировать целесообразность предоставления правовой охраны РИД, определяемую в том числе с учетом:
наличия финансовых средств на получение и поддержание охранных документов в силе;
востребованности РИД на рынке, в том числе за рубежом, потенциальных направлений коммерциализации РИД и его особенностей, закрепления за Организацией исключительных прав на перспективные технические (технологические) решения;
— ограничивать доступ к информации о РИД и не допускать ее разглашения или опубликования до проведения анализа коммерческой ценности РИД и принятия решения о форме запрашиваемой правовой охраны. В случае принятия решения о патентовании режим коммерческой тайны устанавливается для информации о РИД до публикации заявки;
— определить порядок уведомления автором соответствующего подразделения Организации (уполномоченных должностных лиц) о созданных потенциально охраноспособных РИД;
— рассмотреть особенности процедуры оформления прав на РИД и возможные сроки предоставления правовой охраны, наличие альтернативных способов охраны РИД и достигаемую каждым из них степень охраны РИД, в том числе возможность пресекать нарушения исключительных прав;
— выбрать оптимальный вариант охраны РИД, в том числе с учетом конкурентной среды и необходимости обеспечения комплексного подхода к правовой охране РИД, обеспечить подготовку и подачу заявок на выдачу патентов на РИД, способные к правовой охране в качестве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, их сопровождение, введение режима коммерческой тайны и другое;
— обеспечить учет исключительных прав на РИД Организации (в том числе прав на РИД, приобретенных у сторонних организаций; государственный учет результатов НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета), в том числе бухгалтерский, актуализацию учетных данных, а также взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти по вопросам ведения реестров прав на РИД в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
в) в рамках реализации мероприятий по коммерциализации РИД:
— определить возможные эффекты от коммерциализации РИД с учетом приоритетов Организации на рынке и с учетом возможности:
расширения существующего рынка, выхода на новые для Организации рынки или создания нового рынка;
реализации разработок путем продажи лицензий или отчуждения прав на РИД;
— определить возможные механизмы коммерциализации создаваемых или приобретаемых прав на РИД, к которым могут быть отнесены следующие:
применение РИД в собственном производстве;
осуществление с другими компаниями, в том числе конкурентами, кросс‑лицензирования для получения легитимного доступа продуктов и технологий Организации на существующие и новые рынки, технологического встраивания в существующие отраслевые цепочки создания продуктов;
заключение лицензированных договоров или отчуждение исключительных прав на РИД;
внесение исключительных прав на РИД в уставные капиталы проектных компаний (организаций), в том числе дочерние, реализующие соответствующий проект, в том числе с привлечением средств соинвесторов;
— размещать в информационных источниках сведения о РИД Организации, по которым Организация готова заключить лицензионные соглашения, договора об отчуждении прав.
г) в рамках защиты исключительных прав на РИД:
— осуществлять регулярное проведение мониторинга реализуемой третьими лицами продукции (оказываемыми услугами, выполняемыми работами), который позволит выявить нарушение исключительных прав на РИД Организации, в том числе путем анализа разработок основных конкурентов, продукции, представляемой на соответствующих выставках;
— обеспечить принятие своевременных мер по прекращению нарушения третьими лицами исключительных прав на РИД Организации;
— проводить проверку патентной чистоты производимой и/или реализуемой Организацией продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг в целях недопущения нарушения Организацией прав третьих лиц;
— обеспечить защиту прав на РИД Организации, в том числе в административном, досудебном и судебном порядке, с привлечением, в случае необходимости, экспертов, иных заинтересованных лиц.

IV. Структура управления правами на РИД

Распределение полномочий и функций по управлению правами на РИД, которое должно быть закреплено в Основных положениях, необходимо осуществлять с учетом специфики деятельности Организации, наличия или отсутствия отдельных подразделений по управлению правами на РИД, объемов деятельности, связанной с управлением правами на РИД, требуемой для осуществления указанной деятельности.
В целях обеспечения построения эффективной системы управления правами на РИД в Организации целесообразно закрепить основные функции в указанной сфере за отдельным структурным подразделением, наделив его полномочиями по координации и контролю в соответствующей сфере, с учетом возможности при необходимости передачи ряда функций другим структурным подразделениям и (или) сторонним организациям, экспертам.
Достижение реализации всех функций (задач) системы управления интеллектуальной собственностью в Организациях рекомендуется осуществлять в том числе путем взаимодействия финансовых, юридических, технических, маркетинговых, кадровых служб с подразделением, ответственным за формирование стратегической и инновационной политики Организации по вопросам управления правами на РИД Организации.

V. Управление персоналом

В Основных положениях и Плане рекомендуется предусмотреть реализацию, в том числе следующих мероприятий, направленных на повышение эффективности управления персоналом:
— создание корпоративной культуры, поощряющей изобретательскую активность работников, в том числе периодическую организацию мероприятий, направленных на повышение мотивации работников в соответствующей сфере, путем проведения конкурсов, присуждения почетных званий, награждения грамотами и благодарностями;
— материальное стимулирование изобретательской активности работников, в том числе за участие в деятельности по созданию РИД и коммерциализации РИД, путем определения условий и порядка предоставления материального вознаграждения работникам, минимальных ставок вознаграждения и порядка его расчета в зависимости от сложности РИД, вклада работника в их создание и положительных эффектов в том числе в части получаемых доходов, снижения издержек, которые достигаются путем использования прав на РИД;
— обучение работников Организации по профилю их деятельности, а также по программам и курсам повышения квалификации в сфере интеллектуальной собственности;
— уточнение трудовых договоров с работниками либо заключение отдельных соглашений с ними в части регламентации вопросов, касающихся:
обеспечения режима коммерческой тайны, связанной с профессиональной деятельностью работника;
распределения и закрепления прав на РИД, созданных или доработанных работником в связи с выполнением служебных обязанностей (в том числе в соавторстве), включая основания, условия и порядок закрепления прав, недопущения нелегитимного использования прав на РИД работниками после увольнения из Организации;
вознаграждения за создание РИД в связи с выполнением служебных обязанностей, их использование в деятельности Организации.

VI. Финансовое обеспечение системы управления правами на РИД

В целях обеспечения эффективной реализации разрабатываемых Организацией Основных положений целесообразно предусмотреть в них подходы к финансовому обеспечению системы управления правами на РИД Организации, в рамках которых может быть предусмотрено следующее:
а) выделение при планировании бюджета Организации расходов на финансирование мероприятий по:
— созданию, выявлению потенциально охраноспособных РИД, обеспечению их правовой охраны, инвентаризации прав на РИД, поддержанию охранных документов в силе, коммерциализации РИД;
— мониторингу патентного ландшафта, выявлению новых перспективных направлений, по которым осуществляется технологически и коммерчески оправданная патентная активность;
— стимулированию изобретательской активности среди работников, а также повышению их квалификации и мотивации;
— созданию и поддержанию материально‑технической и информационной базы, необходимой для управления правами на РИД;
б) использование различных источников финансирования, в том числе внешних (государственный заказ, венчурное финансирование, заемные средства, средства, выделяемые в рамках государственной поддержки проведения НИОКР), внутренних (собственные средства, в том числе средства специализированных фондов, прибыль);
в) определение неснижаемого объема средств, выделяемых для целей управления правами на РИД Организации.

VII. Мониторинг эффективности системы управления правами на РИД

В Основные положения рекомендуется включить положения, определяющие порядок проведения мониторинга и оценки эффективности системы управления правами на РИД, выполнения Плана.
Организациям рекомендуется разработать комплекс ключевых показателей эффективности (далее — КПЭ), включающий количественные и качественные показатели (среди которых могут быть следующие: количество поданных заявок на получение охранных документов, в том числе за рубежом; количество полученных охранных документов, в том числе за рубежом; доля РИД, используемых в собственном производстве; число заключенных лицензионных договоров в отношение прав на РИД Организации; доля выручки от реализации продукции, при производстве которой применяются РИД Организации), и определить их целевые значения в среднесрочной и долгосрочной перспективе, позволяющие оценить эффективность реализации Основных положений, выполнения Плана, а также эффективности функционирования системы управления правами на РИД. Указанные КПЭ также рекомендуется увязать с реализацией программ инновационного развития в целях содействия достижению отраженных в них целевых показателей.
При этом целесообразно закрепить периодичность проведения такого мониторинга (не реже 1 раза в год), возможность проведения бенчмаркинга и оценки рисков недостижения установленных КПЭ.
На основе данных мониторинга с целью повышения эффективности деятельности по управлению правами на РИД Организациям рекомендуется определять наличие или отсутствие необходимости корректировки Основных положений и созданной системы управления правами на РИД.