Новости /

Почему авторы теряют доходы от своих прав? (под впечатлением от участия в программе НТВ)

Этот текст я пишу под впечатлением от участия в программе «Говорим и показываем» на НТВ.

Если бы я сам не присутствовал на программе, никогда бы не поверил, что такое может происходить на самом деле. Впрочем, это больше эмоции, а что по сути?

Меня как юриста пригласили дать комментарии по поводу нарушения авторских прав певицы Натали. Интрига передачи заключалась в том, что польские артисты, положившие свой текст на музыку отечественной звезды поп‑музыки, прямо в эфире должны были держать ответ за плагиат. С правовой точки зрения этот случай не представляет особой сложности. Речь идет об использовании произведения путем переработки, на которую не было получено предварительного разрешения.

Конечно, польские ребята нарушили авторские права, но вряд ли этим причинили убытки. Как известно, наши артисты зарабатывают в основном на концертах. Таким образом, чтобы более‑менее корректно подсчитать убытки Натали, надо умножить стоимость билета на количество поклонников, которые откажутся от похода на ее концерт в пользу посещения выступления польских артистов. Боюсь сумма убытков в таком случае стремиться к нулю. Думаю, учитывая это обстоятельство, певица отказалась от предъявления каких‑либо требований к плагиаторам и фактически с ними примерилась прямо на съемках.

Более интересным с юридической и практической точки зрения в этой передаче оказалось дело, которое изначально не планировалось как центральный сюжет программы, но по факту им стало. Это спор за права на песни группы «Ласковый май» между продюсером Андреем Разиным и автором песен Сергеем Кузнецовым. Ситуация очень распространенная на практике: автор передает свои произведения третьим лицам и при этом не беспокоится ни о фиксации принадлежности ему прав, ни оформляет саму передачу прав договором. Кто прав и кто виноват в споре между Кузнецовым и Разиным пусть решает суд (процессы еще не завершены), нам же интересно отметить общую системную ошибку большинства авторов.

В результате беспечности авторов права присваиваются третьими лицами и используются для извлечения доходов, иногда весьма больших, или получения иных выгод, например, продвижения по службе. Автор же остается ни с чем, да еще нередко подвергается критике и гонениям. А надо‑то было всего‑навсего обеспокоится фиксацией доказательств своего авторства и настоять на договорном урегулировании передачи прав. Это сделать не так уж и сложно, главное знать о возможной проблеме и действовать на упреждение.
Справедливости ради надо отметить, что иногда авторам удается довольно жестко наказывать плагиаторов, вот реальный пример из жизни, к сожалению, единичный.

Кто предупрежден, тот вооружен.

P.S. По ссылке для экономии времени вы можете посмотреть 6‑минутную выжимку из почти часового эфира.

  • Митягин Кирилл
    кандидат юридических наук,
    Партнер Юридического общества имени Александра Невского