Новости /

Особенности национального франчайзинга: водку будешь?

Франшиза с партнёром из России может оказаться интересным приключением…

Впервые конструкция соглашения, ставшего прототипом современного франчайзинга, была применена компанией «Зингер» в США в 1851 году. Первый же закон о франчайзинге был принят в Калифорнии. До 1980‑х законы в этой области существовали только в США и Канаде.

В Российской Федерации конструкция франчайзинга была заимствована из системы общего права и получила легальное закрепление с принятием второй части Гражданского Кодекса РФ в 1996 году. В последние годы применение данного института в нашей стране активно расширяется. На официальном сайте Российской Ассоциации Франчайзинга представлен список из более чем 1000 франшиз, среди которых такие компании, как, например, Subway (фаст‑фуд с самым большим количеством точек продаж в мире, более 450 ресторанов в России ) и Пятерочка (множество концессионных магазинов в России, Молдове и Украине, к сожалению, данные о точном количестве на официальном сайте противоречивы). И, несмотря на то, что зарубежные авторы считают российский рынок опасным и непредсказуемым для иностранных франчайзеров, при вложении 5 000 000 долларов можно, например, открыть по франшизе отель Marriott или Hilton .

Условия договора франчайзинга, как правило, являются едиными и обязательными для всех франчайзи, осуществляющих предпринимательскую деятельность в рамках конкретной франшизной сети. Правила и ограничения могут касаться любых аспектов деятельности: оформление продукции, состав, оборудование торгового зала, корпоративная этика, распорядок рабочего дня и т. п. Франчайзер имеет право расторгнуть договор при малейшем отклонении от этих условий.

И здесь иногда не обходится без «столкновения менталитетов». В иностранных и отечественных источниках периодически встречается версия, что в 1999 году Dunkin’ Donuts расторгли франчайзинговое соглашение и ушли с российского рынка, потому что франчайзи в нарушение контракта… продавал в кафе водку. Эта версия добралась даже до Википедии. Хотя представители компании в интервью называют более банальную причину — кризис 1998 года .

Сегодня иностранные эксперты сходятся во мнении, что Российская Федерация представляет собой перспективное место для заключения франчайзинговых соглашений. Американские специалисты отмечают, что у франчайзинга в России большие перспективы, и данный рынок может многое предложить франчайзерам из США .

В целях привлечения франчайзеров со всего мира, российским предпринимателям стоит уделить особое внимание условиям договора франчайзинга, так как то, что подходит франчайзи в Европе или Северной Америке, не всегда подойдет для ресторатора из России. Чем больше потенциальный франчайзи уделит внимания правовой стороне вопроса, тем выше будут его шансы на заключение соглашения со «звёздным» иностранным франчайзером.

Но есть компании, которые не доверяют свою интеллектуальную собственность даже самым жёстким договорам — например, Starbucks — главный конкурент Dunkin Donuts по продажам кофе в США.

Starbucks, в отличие от Dunkin Donuts, не продает франшизы. Вообще.

Похоже, что российским предпринимателям придется выходить на мировой рынок кофеен не в качестве франчайзи, а в качестве франчайзеров.
Главное, чтобы водку в латте не подмешивали.

Ирина Княгинина